Главная
>
Статьи
>
«Цветочный крест», Елена Колядина

«Цветочный крест», Елена Колядина

18.04.2011
1

«Цветочный крест», Елена Колядина«Цветочный крест» Елены Колядиной получил «Русского букера» раньше, чем был издан отдельной книгой, что для российских литературных премий весьма необычно. На момент увенчания лаврами роман существовал лишь в виде публикации в журнале «Вологодская литература» и для широкой публики прошёл практически незамеченным. Награждение, однако, наделало столько шуму, что издательство «АСТ», предвкушая солидные барыши, немедля озаботилось изданием «романа-небылицы» о трудностях полового созревания в допетровскую эпоху.

Дело происходит в 1674 году в городе Тотьма, где, не ведая надвигающейся беды, живёт-поживает пятнадцатилетняя дочь солепромышленников Строгановых, Феодосия. Однажды в городок наезжают скоморохи, в одного из них, синеокого красавца Истому, барышня влюбляется и отдаётся ему. После чего скоморох уезжает, оставив Феодосии сушёный мандарин в склянке и внебрачную беременность.

Феодосию срочно отдают замуж, а Истому, изловив, сжигают за разбой и торговлю табаком. Феодосия ищет утешения в религии, и местный священник - отец Логин, тайно испытывая к девушке сексуальное влечение, и от этого ненавидя, своими проповедями доводит её до религиозного фанатизма. Сына Феодосии уносит волк, а сама она становится вначале юродивой, а затем - миссионеркой у язычников, которых пытается склонить к истинной вере, соорудив крест из цветов. Ревнуя к новой святой, отец Логин обвиняет её в ведовстве, после чего Феодору также сжигают.

Первое, что замечаешь при чтении «креста» - абсолютное незнание автором реалий того времени. Достаточно сказать, что герои едят в 1674 году картошку вилками, а расплачиваются кунам, канувшими в небытие где-то веке в 11.

Второе открытие: старорусский язык романа, в котором слова проставляются не по смыслу, а по звучанию. Вся речь - мешанина слов, одни из которых используются неправильно, другие появились лет на 200 позже событий романа. То героиня безвольно опускает десницы (сразу две правые руки), то золовка Мария рассказывает о кинжале, висящем «перпендикулярно земле», то Истома вставляет «срамной уд» Феодосии в лядвии (то есть протыкает девушке бёдра).

Такие примеры можно найти на каждой странице. И, наконец, третий неприятный сюрприз - невероятное количество «срамословия», которым персонажи сыплют практически без остановки. Все неприличные пословицы и присказки про секс и половые органы, которые вы только слышали в жизни и ещё около пары сотен, ранее вам неизвестных, нашли приют в романе Колядиной. Плюс - внезапные вспышки постмодернизма, порой шокирующие, почище непристойностей. «Пробираясь через чащу Феодосия услышала, как в лесу раздавался топор дровосека» - тонко, не правда ли?

Если же убрать весь этот лингвистический кошмар, то перед нами предстанут чётко прописанные персонажи, любопытный сюжет и редкая для современной литературы проблематика, сочетание в православной вере радости и поисков душевной гармонии и культа крайней аскезы, юродства и религиозного сумасшествия. К тому же, тема отношения церкви и государства для 21 века не так уж и устарела. К слову, Колядина грозится продолжением, хорошо бы для него писательнице купить парочку словарей и отучить, наконец, героев через слово говорить «елда» и «срачница».

Валерий Сапожников

«Лас-Книгас»Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас»
г. Красноярск, ул.Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru

 

Рекомендуем почитать